Можно ли передать ощущения на расстоянии? — Этот вопрос не даёт покоя людям уже очень давно.

На эту тему написано невероятное множество книг и снято немало фильмов, в подробностях рассказывавших нам о том, как это будет реализовано в будущем. А ведь время не стоит на месте. И будущее становится ближе.

Для наглядности пробежимся по наиболее освещённым в прессе исследованиям последних лет.

Так, например, в 2002 году в университетских лабораториях Intel в Беркли разрабатывался браслет дружбы (тут должна была быть дежурная шутка про френдзону).

Идея этого проекта пришла в голову Эрику Паулосу в результате длительных наблюдений за тем, как знакомые друг с другом люди общаются в оживленных общественных местах. Исследование под названием Intimate Computing и разработка интерфейса под названием Evocative Interfaces, проводимые Паулосом в Беркли, были сосредоточены на создании новых коммуникационных средств, которые позволили бы исследовать методы беспроводной передачи и адекватного доведения до абонента личных сообщений, которыми обмениваются разлученные друг с другом влюбленные и друзья.

Исследователи Intel зафиксировали феномен обмена так называемой «невербальной информацией» между людьми, которые связаны близкими отношениями. Такой бессловесный обмен позволяет достаточно ярко выразить эмоции и довести их до партнера.

Носимый на запястье «браслет дружбы» должен был оказывать физическое воздействие: он мог нагреваться, изгибаться и вибрировать. Идея конструкции была основана на исследованиях малых беспроводных систем Smart Dust, а ее прототип был создан с использованием крохотных аппаратных платформ, функционирующих под управлением операционной системы TinyOS. В перспективе планировалось адаптировать созданное устройство к беспроводной технологии Wi-Fi и к сотовым сетям GPRS. Встроенный в носимое на запястье устройство акселерометр обеспечивал грубую оценку ориентации руки, выявление жестов и движений пальцев.

При использовании технологии Flexinol пользователь мог ощутить легкое давление, имитирующее пожатие человеческой руки. Результат достигался напряжением специальных волокон, встроенных в носимое на запястье устройство, при пропускании через них электрического тока. Flexinol представляет собой упрощенный вариант технологии Nitinol, которая часто используется в робототехнике и обычно называется «мускульным каркасом» за свою способность напрягаться, а затем принимать первоначальное состояние.

Идея, конечно, была интересной, но до практического внедрения было далеко.

Спустя примерно год ученые из лаборатории виртуальной реальности при университете Буффало разработали новую технологию передачи чувства осязания по интернету.

Им успешно удалось передать ощущения от прикосновения к мягкому и твердому объекту, а также от предметов различных форм. Исследователи назвали этот метод ответным осязанием, а суть его заключалась в передаче на расстоянии ощущений одного человека другому.

Учёные создали специальную перчатку, напичканную различными сенсорами. Первый человек — генератор ощущений — надевал перчатку и дотрагивался до какого-либо предмета. Данные от датчиков мгновенно поступали в компьютер, за которым сидел человек-приемник, также снабженный сенсорными устройствами. Он должен был повторять движения человека-генератора, следуя указаниям компьютера. Если он делал неверное движение, компьютер корректировал его.

По словам ученых, чувство осязания — это наиболее эффективный способ обучения человека, более эффективный, чем зрение или слух. Стоит мышцам один раз «прочувствовать» правильную позицию и напряжение, необходимые для, например, правильного удара теннисной ракеткой по мячу или кием по бильярдному шару, — и мозг никогда уже этого не забудет. В то же время, можно до бесконечности смотреть по телевизору мастерски забитые голы известных футболистов, но это вряд ли научит кого-нибудь играть в футбол.

Кроме того, новая технология позволяла записывать информацию, полученную от человека-генератора, и проигрывать ее сколько угодно раз. Именно поэтому исследователи возлагали на новинку столько надежд. Они считали, что ее можно будет использовать как обучающий инструмент для врачей, хирургов, спортсменов и даже музыкантов и скульпторов. Так что, возможно, показанный в фильме «Матрица» способ мгновенного обучения любому искусству и ремеслу не так фантастичен, как кажется.

В 2010 году одним из лидеров развития технологии передачи ощущений на расстоянии являлась компания Novint Technologies, Inc., разрабатывавшая устройства, позволяющие «потрогать» трехмерные виртуальные объекты.
Манипулятор в комплекте с программным обеспечением позволял управлять различными объектами на экране монитора, ощущая при этом их разные текстуры и формы. Принцип технологии состоял в том, что в момент, когда курсор дотрагивается до объекта, программное обеспечение посылает сигнал микродвигателю, который генерирует усилие. Усилие пересчитывалось с частотой 1000 раз в секунду, что позволяет воспринимать воздействие как непрерывное давление от поверхности с определенными свойствами.

Интересно, что технология позволяла не только ощутить виртуальный объект, но и воздействовать на него. Например, из так называемой виртуальной глины можно было вылепить на экране нужную форму.

С технологической точки зрения передача тактильных ощущений по Сети возможна уже тогда, что экспериментально доказано. На базе оборудования компании SensAble Technologies был проведен эксперимент, в рамках которого ученые, находившиеся по разные стороны Атлантики (на расстоянии 4800 км друг от друга — в Лондоне и Бостоне), пожали друг другу руки. Однако возможность реализовать технологию еще не решает вопроса ее коммерческого использования. Сначала нужно было придумать услугу, которая бы оказывалась с помощью этой технологии и имела бы повседневный массовый спрос. Многие высказывали идею Интернет-магазина, в котором товары можно не только посмотреть, но и пощупать.

Однако было трудно поверить, что потребители будут покупать дополнительное оборудование за несколько сотен долларов, чтобы получить мифическую дополнительную информацию о продаваемых по Сети товарах.

Более перспективной представлялась разработка учебных тренажеров и интерактивных развлечений, поддерживающих такую технологию. Действительно, одной из первых коммерческих реализаций передачи тактильных ощущений было применение ее в компьютерных играх. К тому времени уже несколько лет успешно использовалась технология обратной силовой связи (Force Feedback), позволяющая передавать на джойстик или на игровой руль игровые тактильные воздействия, синхронизированные с ходом игры.
Технология Force Feedback позволяла моделировать разные типы эффектов, например отдачу от выстрелов или дрожание руля при езде по плохой дороге в виртуальных гонках.

Сейчас же, в 2017 году, технологией виртуальной реальности с частичной передачей ощущений «с той стороны» сложно кого-либо удивить

В 2013 году рекламная сеть Cheil Worldwide и польский коллектив panGenerator разработали экспериментальный браслет Tactilu, с помощью которого планировали построить систему тактильных коммуникаций.

Идея заключалась в том, чтобы дополнить существующие средства голосовой и визуальной связи возможностью передачи на расстояние физических ощущений через имитацию прикосновений в области запястья.

Основной элемент Tactilu — специальный браслет, надевающийся на руку. Обмен сигналами должен происходить через Bluetooth-соединение или по мобильной связи. По задумке разработчиков, пользователи смогли бы отсылать друг другу прикосновения с различной силой нажатия, выражая тем самым эмоциональное состояние.


Для обеспечения тактильной связи браслет использовал пять актуаторов, выполненных с применением технологии Flexinol: специальные проводники на основе никеля и титана, обладающие памятью формы, могут сокращаться подобно мышцам на 2–5% длины при подаче электрического сигнала. За счет этого создается ощущение прикосновения к коже. За регистрацию давления при касании датчика отвечал композитный материал с эффектом квантового туннелирования (Quantum Tunnelling Composite, QTC). Электронные компоненты Tactilu были помещены в корпус, выполненный методом трехмерной печати.

Буквально в конце прошлого года аспирантка Лондонского городского университета Эмма Янн Чжан представила периферийное устройство для смартфона Kissenger, которое позволяет передавать поцелуи на расстоянии посредством видеочата.

Внешне Kissenger напоминает необычный громоздкий чехол для смартфона. В его нижней части размещены овальные силиконовые губы. Принцип работы устройства основан на том, что специальные подвижные датчики запоминают и передают на другое устройство движения губ пользователя. Получатель, установив фирменное приложение и надев чехол на свой смартфон, получит точно такой поцелуй, который отправил ему адресат.

Помимо передачи поцелуев Kissenger также собирает информацию о владельцах: пульс, кровяное давление, реакцию на поцелуи и удовлетворенность их точностью.

Кто-то пошёл дальше, и примерно в то же время по интернету разлетелась новость отехнологии, что позволит создать гаджет, способный передавать на расстоянии ощущения от орального секса.

Фейком была эта новость или нет, но у интернет-общественности тут же появились идеи о виртуальных борделях и оральных шаблонах от порнозвёзд. Прогресс не стоит на месте, однако.

Осталось не так много, друзья. Совсем скоро человечество доведёт до ума технологию передачи ощущений на дальние расстояния, а там уже совсем недалеко до полноценной виртуальной реальности. И кто знает, к чему это всё приведёт?

Материалы прошлых лет:

http://www.cnews.ru/news/top/taktilnye_oshchushcheniya_peredayut_po_internetu

http://vesskorosti.livejournal.com/49123.html

http://www.nanonewsnet.ru/news/2013/polyaki-nauchilis-peredavat-taktilnye-oshchushcheniya-na-rasstoyanii

http://www.ferra.ru/ru/notebooks/news/2003/12/06/peredacha-chuvstv-na-rasstoyanii/

comments powered by HyperComments