-Ты не смотрела Монти Пайтон? Сейчас глянем, будешь в восторге! — моя закадычная подруга с энтузиазмом начала копаться в ноутбуке, ища по просторам интернета фильм со странным названием Монти Пайтон и Священный Грааль. Не буду кривить душой, я начала просмотр только из вежливости, но уже после первых десяти минут заливалась живым смехом, который обычно рождается от качественного и одновременно сумасшедшего юмора. С тех прошло несколько лет, а фильмы и скетчи (скетч -англ. sketch, буквально — эскиз, набросок, зарисовка — небольшая пьеса комедийного или острого содержания с двумя, реже — тремя персонажами) Монти Пайтон остаются одними из самых любимых вещиц, пересматривая которые, обязательно найдешь какую-нибудь новую деталь или момент, заставляющие удивляться и смеяться как в первый раз.

Кто же такие эти Монти Пайтон? Для любителей английского юмора я вряд ли открою Америку, скорее всего такая публика уже в курсе творчества комик-группы из Великобритании, состоящей из шести человек: Грэм Чэпмен, Джон Клиз, Эрик Айдл, Майкл Пэйлин, Терри Джонс и Терри Гиллиам. Именно эти люди в далеком 1969 году начали совместную работу в труппе Монти Пайтон, создавая, уже ставшие классикой юмора, шедевры.

Слева направо: Эрик Айдл, Грэм Чэпмен, Майкл Пэйлин, Джон Клиз, Терри Джонс и Терри Гиллиам.

Я придерживаюсь мнения, что уникальность продукта, который показали миру эти люди, не появилась из воздуха. Пятеро из шести членов группы получили лучшее образование в Оксфордском университете (Майкл Паллин и Терри Джонс) и Кембридже (Джон Клиз, Эрик Айдл и Грэм Чэпмен), а что касается Терри Гиллиама, уроженца штата Миннесоты в США, то он мог стать политиком, но судьба распорядилась иначе, столкнув его с британцами из кембриджского драмкружка «Footlights», где вели активную творческую жизнь вышеупомянутые Клиз, Айдл и Чэпмен. Янки Гиллиам оказался талантливым создателем психоделических анимаций, которые стали неотъемлемой частью фильмов и шоу Монти Пайтон.

Стиль «Монти Пайтон», настолько уникальный, что эпитет Pythonesque упоминается в Оксфордском словаре английского языка.

Кадр из скетча The Ministry of Silly Walks.

Самая первая совместная работа комиков — «Летающий цирк Монти Пайтона», 45 серий по 25–30 минут каждая, выходившие на BBC с 1969 по 1973 год. Это был настоящий «бум» для 70-х годов! Они ломали стереотипы, в пух и прах разносили устоявшуюся структуру телевизионной комедии. Актёры играли со зрителем, заманивали в гущу событий, а потом резко обрывали повествование репликами персонажа в духе: Это конец сезона, они могли бы придумать что-нибудь более смешное!!! (так называемая ломка четвертой стены -прием, когда зритель вовлекается в действо, то есть воображаемая стена, через которую наблюдает публика, оказывается реальным окном между персонажами и зрителем). Традиционное построение скетчей, которые должны заканчиваться по законам жанра панчлайном (то есть главной кульминационной шуткой), Монти Пайтон просто игнорировали, благодаря чему сюжет одного скетча перекатывался в полное безумие или же вливался в совершенно другую историю. Все это напоминает экспериментальный юмор, который к тому же был начинен движущимися коллажами из собственных рисунков Гиллиама, вырезок из старых журналов, викторианских гравюр и т.д. Что интересно, на анимацию строгая цензура BBC закрывала глаза (в отличие от самих скетчей, где далеко не все шутки были показаны на экранах), поэтому Гиллиам уместил в эти мультипликационные вставки всю обнаженку, анально-генитальные гэги, гротескное насилие и прочий трэш.

Ступня Амура — фрагмент аллегорического полотна флорентийского художника Аньоло Бронзино «Триумф Венеры» (1576): исполинская ступня, которая появляется в анимационной заставке, придавливая логотип труппы с характерным звуком выпускаемых газов. Неофициально считается символом «Монти Пайтон» и появляется на обложках DVD, книг, дисков, плакатов и прочего визуального оформления. Венок в виде этой ступни послали на похороны Грэма Чэпмена оставшиеся в живых члены труппы.

Так или иначе, Монти Пайтон со временем исчерпали себя в жанре коротких миниатюр, поэтому вместо того чтобы кануть в лету, они переключились на полнометражные фильмы, самыми популярными из которых стали Монти Пайтон и Священный Грааль и Житие Брайана по Монти Пайтону.

По порядку. Монти Пайтон и Священный Грааль — абсурдная комедия о короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола, съемки которой были постоянно на грани срыва из-за алкоголизма Грэма Чэмпена и творческих разногласий в комик-группе. Однако фильм был по достоинству оценен и вошел в списки лучших комедий мира.

Анимация из фильма Монти Пайтон и Священный Грааль.
Кадр из фильма Монти Пайтон и Священный Грааль.

А вот Житие Брайана по Монти Пайтону вызвал настоящий скандал. Все дело крылось в сюжете, который повествовал о Брайане, родившемся в Вифлееме. Парня перепутали с Христом, на чем и завязывается все повествование. Фильм был запрещен к показу в Норвегии и Италии, по всему миру правоверные христиане

Кадр из фильма Житие Брайана по Монти Пайтон.

требовали не демонстрировать картину, оскорбляющую их чувства. Но при детальном разборе этой работы, видно, как актеры насмехались вовсе не над религией или Библией, а над политикой и слепому уверованию в католическую пропаганду.

Кадр из фильма Житие Брайана по Монти Пайтон.

В 2013 году в тест на британское гражданство вошел вопрос о «Монти Пайтон».

Вплоть до 1983 года, Монти Пайтон активно работали над полнометражками. Но всему приходит конец. Группа распалась и каждый из ее участников пошёл своим творческим путём. Особенно впечатляющую карьеру сделал Терри Гиллиам. Он полностью посвятил себя режиссуре, и именно ему принадлежат антиутопия Бразилия, 12 обезьян и культовое Страх и ненависть в Лас-Вегасе.

Спустя 45 лет от начала совместной работы, постаревшие, но не сломленные Джон Клиз, Эрик Айдл, Майкл Пэйлин, Терри Джонс и Терри Гиллиам воссоединяются в комедии, вышедшей в 2014 году под названием Монти Пайтон живьем (почти) (Грэм Чэпмен единственный почивший в 1989 году от рака). Как в прежние времена комики показывают отменные скетчи,быть может по уровню юмора не превосходящие былые работы, но тем не менее поставленные на уровне.

Наверно сейчас вы более полно представляете, каким культурным феноменом являлись Монти Пайтон. Их фильмография — одна из платформ современного юмора. Ведь тут сочетается несочетаемое: интеллектуальность, туалетные шутки, абсурд, эксперимент, неожиданность, диалог, блестящая актерская игра и гротескные анимации. Возможно кто-то скажет, что некоторые из острот тривиальны, но не забывайте, Монти Пайтон творили в 70-х годах, а их юмор и по сей день остается актуальным и заходящим.

Источник: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/monti-payton-putevoditel-po-glavnoy-komediynoy-truppe-vselennoy/

comments powered by HyperComments