С афиши на меня глядело пять почтенных мужчин из молодёжи Политбюро ЦК КПСС, только что вернувшихся с похорон Брежнева — строгие серые костюмы, галстуки-селёдки, брови толщиной в палец. На солисте был накладной воротник и шапка-пирожок, которую в последний раз я видел на головах жителей одноэтажной депрессивной окраины провинциального города.

громыка
Марти, мы возвращаемся в 1985

Так я и познакомился с одной из лучших групп, поющих, по их собственному заявлению, торжественно, распевно, на русском языке.
Название отсылает нас к бессменному министру иностранных дел СССР Андрею Громыко — портрет улыбающегося «мистера Нет» освящает группу и зрителей на концертах, — но сами музыканты делают упор не на это, а на громогласное и раскатистое звучание самого слова.

Вообще звучание — то, что выделяет Громыку из плеяды других soviet-style исполнителей. На ранних записях солирующим инструментом был рассыпающийся советский электромузыкальный клавишный инструмент ФАЭМИ. Но хвалёное гостовское качество подвело, и, по признанию гитариста группы товарища Н.А. Власова, на замену пришёл британский Stylophone 350s. Это который у Боуи в спейс оддити! (закричит читатель-меломан и будет прав). Кроме того, для вящего оргазма ушей в инструментарий Громыки ввели металлофон, клавиши которого перестукивает солист и автор песен М.В. Кошелев. Музыкальная составляющая прекрасно ложится на средней руки советский научно-фантастический фильм и сделала бы честь даже Солярису.

Песня, моментально расхватываемая на цитаты

Вокал лишь добавляет ощущения той страны, в которой провели детство наши родители, бабушки и дедушки. Звучный баритон, воскрешающий в памяти голоса Эдуарда Мистера Трололо Хиля и Муслима Магомаева, убеждает в том, что, действительно, Шаляпин — великий человек, кому-то миг — банальная поспешность, а мужчина моего начальника — добрый и приручил сову.

Последнее предложение кажется маразмом позднего Брежнева? Вы только что обидели музыкантов. Абсурдистские тексты являются бриллиантом в короне офигенности Громыки. Отчасти тексты — не более как лишний голос в общей ритмичности песен, во всяком случае, слова подбираются именно по этому принципу (Раскудрявилась кудря, разрозилась роза, Упражненья на брусьям и метание копьём — да, именно с такими падежами). Однако если вдуматься, то окажется, что, осознанно или нет, Громыка строит свои тексты на каких-то глубочайших русских культурных кодах. Например, песня Доставить в Москву отсылает нас к Борису Годунову Мусоргского (Как во городе было во Казани… и дальше). Обыгрываются и советские коды: Индейцы! Ковбойцы! Резиновые, из ГДР! — куда уж очевиднее.

Если ничего из песни и клипа не поняли, попросите объяснить батю, и за скупой слезой ностальгии он выдаст вам мешок отсылок и цитат

Справедливости ради стоит отметить, что слово политбюрок — новомодная выдумка музыкальных журналистов, которая характеризует лишь внешний облик группы. Впрочем, признаются музыканты, и собственное определение тяжёлый психоделический твист условно, и играют они вне всяких жанров. Более того, несмотря на озорной задор мелодий и текстов, группа не стремится скоморошествовать и веселить публику, относясь к своему творчеству максимально трепетно и серьёзно.

Группа Громыка — не столичный небожитель, она базируется в Петрозаводске, но активно даёт концерты в обоих дефолт-сити и на зарубежных фестивалях, причём если начинала с мест абсолютно себе аутентичных (три концерта в Рюмочной, культовом месте художественного андеграунда Москвы, посещение строго 18+), то теперь занимает солидные площадки — The Place в Поребрик-сити и 16 тонн в Белокаменной. У кого нет возможности сходить на концерт, тот может спокойно послушать всю дискографию (в 2016 году группа выпулила два одинаково прекрасных альбома, Громыка и Акробатенька, и пару совместных песен) в группе ВК — Громыка не заморачивается авторскими правами.

Борисыч, специально для БТNews.

comments powered by HyperComments