Последнее время Disney штампует ремейки своих хитов, как автомобильный завод – машины, но у большинства из этих новинок действительно есть своё лицо. Например, Малефисента превратилась из злодейки в главную героиню «Спящей красавицы». «Книга джунглей» стала ближе к оригинальному произведению Р. Киплинга. «Пит и его дракон» похож на свой прототип 1977 года только названием. А вот к созданию «новой» «Красавицы и чудовища» Disney подошли совсем по-другому, скопировав из оригинала всё, что только можно.

Сюжет – такой же, как и во всеми любимом мультике 1991 года, герои – те же, да даже наряды Белль: сначала голубой сарафан и белая рубашка, а потом жёлтое бальное платье. Удивительно, что IMDb приписывает авторство сценария Стивену Чбоски и Эвану Спилиотопулосу, а не Линде Вулвертон, автору оригинала, потому что большинство диалогов переписаны оттуда. Ещё с покадровой пересъёмки «Психо» Гасом ван Сентом я не видел фильма, вызывающего такое поразительное чувство дежавю.

Тем не менее, между двумя версиями есть два явных отличия. Первое состоит в том, что современный фильм – это живая экранизация, здесь можно поглядеть и на декорации в стиле рококо, и на сложную компьютерную графику. И всё-таки, несмотря на миллионы долларов, которые должны были потратиться на дизайн постановки, как в Хогвартсе, ни один из вклинивающихся в сюжет номеров, ни заглавная песня, ни «Be Or Guest» не дарят того волшебства и не поражают воображение так, как те же сцены в мультике, вышедшем четверть века назад.

Мало кто из актёров достоин своего предшественника. Полностью скрытому за маской компьютерной графики Дэну Стивенсу удалось вжиться в роль Чудовища, прочувствовать его аристократическую неуклюжесть. Эван МакГрегор придал шарма и живости канделябру Люмьеру. А что до остального актёрского состава… Белль Эммы Уотсон чопорна и капризна; Эмма Томпсон в роли мадам Поттс не сравнится с Анджелой Лэнсбери, чья героиня была такой же тёплой и мягкой, как заваренный ею чай; говорливый отец Белль у Кевина Клайна получился невыносимо манерным. Большинство персонажей в мультфильме озвучивались настоящими музыкантами и оперными певцами, которые действительно умеют петь, а в фильме те же герои сыграны непоющими звёздами кино.

В каком-то смысле «Красавица и чудовище» похож на расширенную версию «Апокалипсис сегодня»

Второе отличие между двумя экранизациями заключается в том, что новая длиннее старой. Режиссёр Билл Кондон превратил сказку о любви в драму и растянул её на целых 129 минут, в то время как оригинал длится 84. Некоторые дополнения весьма уместны. В самом начале нам показали, что принц – насмешливый юнец, устраивающий за счёт своих обнищавших подданных декадентские вечеринки, которые могут посоперничать с балами Марии-Антуанетты. Поэтому когда колдунья превращает его в зубастого и мохнатого монстра, проклятие уже не кажется таким несправедливым. Ещё нам рассказывают, почему самовлюблённый охотник Гастон (сыгранный замечательным Люком Эвансом) так влюблён в местную библиоманку. Видимо, он скучает по своим захватывающим военным подвигам и, будучи опьянённым снисходительностью Белль, он будто снова оказывается под градом пуль.

Но вот другие режиссёрские попытки восполнить пробелы не удались. «Красавица и чудовище» берёт пример с последних блокбастеров о Бэтмене и Бонде, поясняя каждую деталь истории и психологии персонажей. Как и в «Бэтмене», главным фактором является смерть  родителей. В результате появились несколько монологов и новых песен, нужных только для того, чтобы затянуть и омрачить всё действие. Это роковая ошибка. Сюжет построен на том, что если Белль и её косматый поклонник не полюбят друг друга до того, как с зачарованной розы упадут все лепестки, он навсегда останется таким чудищем. Но фильм тянется так долго, что возникает чувство, будто цветок должен был завять ещё три песни назад.

В каком-то смысле «Красавица и чудовище» похож на расширенную версию «Апокалипсис сегодня»: интересно поглядеть на классический фильм с вырезанными сценами, но становится понятно, почему эти сцены убрали. Тем не менее, точно воссозданный в кино мультфильм придётся по вкусу некоторым зрителям. Как когда-то юные фанаты Гарри Поттера оценивали первые фильмы не насколько они хороши, как произведение кинематографического искусства, а насколько они близки к книгам, так и юных фанатов «Красавицы и чудовища» может порадовать множество воссозданных любимых моментов с Гермионой в кадре. С другой стороны, есть бедолаги, которые не видели оригинала – первого в мире мультфильма, номинированного на «Оскар» как «Лучшая картина» — и которые будут восторгаться даже такой бледной копией.

Хотя фильм и не ужасный, всё равно трудно понять, зачем он нужен, если есть мультик. «Красавица и чудовище» — просто кавер на возглавляющую чарты песню, сыгранный с такой безликостью, что девизом Кондона должно было быть «Не чини, коли не сломано». Или лучше так: «Не переснимай, если и оригинал хорош».

comments powered by HyperComments