Мало кто из людей, рождённых в период девяностые-начало нулевых, не слышал о Секторе Газа – рок-группе, ставшей эдаким гадким утёнком среди образовавшихся на постсоветском пространстве музыкальных коллективов.

Утёнком, который, вместо того, чтобы вырасти в прекрасного лебедя, пошёл своей дорогой, демонстративно показав лебедям средний палец.

Про них не говорили в приличном обществе, а песни слушали украдкой.

Нас слушают втихую. Будто порнуху смотрят (солист группы Юрий Клинских).

Так какой же путь прошли эти отщепенцы русского рока, и откуда пошло название Сектор Газа?

…Ну, это чисто такое местное название в Воронеже, где был рок-клуб, к которому мы принадлежали. Он находился в очень задымлённом районе, и я его так прозвал — Сектор газа, и мы в этом клубе постоянно играли, а так как я жил там неподалёку в этом районе, группу я назвал также — Сектор Газа. Чисто местное название, я ведь не думал тогда, что мы так раскрутимся, я думал, что мы поиграемся и на этом всё закончится, как и многие коллективы, тогда первые в 85—87 году, когда открылись рок-клубы, вы помните, было очень много команд довольно-таки интересных… (Юрий (Хой) Клинских).

И всё же современники утверждают, что Юрий Клинских выбрал этот вариант среди десятка других предложенных названий.

Кстати, псевдоним солиста – Юрий Хой (или просто Хой) в отличие от названия появился совершенно случайно. Выступая на сцене или находясь в рок-клубе в качестве зрителя, Юрий часто произносил известный среди панков клич. Позже, когда популярность Сектора Газа возросла, в квартиру Юрия часто стали названивать незнакомые люди, которые спрашивали Хоя. Так и прижилось.

Так как же всё началось?

Рок-н-ролл сопровождал основателя группы с самого детства.

Старшие сводные братья с готовностью просвещали малого, и уже в первом классе Юра узнал о существовании западной рок-культуры и решил сам освоить гитару.

Творческую путевку в жизнь будущему солисту  дал и отец Николай Митрофанович Клинских, всю жизнь писавший стихи, и неудачно пытавшийся публиковаться. Свою мечту Николай воплотил в сыне, которого с раннего детства стал приучать к литературе и правилам стихосложения.

Уроки не прошли даром – многие серьезные литературные критики отмечали в стихах Хоя блестящий стиль и слог. И совершенно гнусное, по их мнению, содержание, но это уже дело десятое.

После службы в армии Юра работал, а ночами писал песни, не мечтая о большой сцене и воспринимая свое музицирование как хобби, как отдушину от серого быта.

Известность пришла совершенно внезапно. Триумф простого воронежского парня стал возможен благодаря лихой горбачевской перестройке, голодной до запретных тем.

Первое время Сектор Газа состоял фактически из одного Клинских, который иногда выступал с бас-гитаристом другой группы. Первый постоянный состав сформировался не 27 декабря 1989 года, как указывают многие источники, а в июне 1988 года, когда к Хою примыкают барабанщик Олег Крючков и бас-гитарист Семён Титиевский. В качестве гитариста к группе также присоединяется Сергей Тупикин. Группа выступает в местном рок-клубе и быстро становится его звездой. В 1989 году группа записывает альбомы “Плуги-вуги” и “Колхозный панк”. В разгар записи Сергея Тупикина на гитаре сменяет Игорь Кущев.


…А вообще к нашим песням надо относиться с определённой долей иронии. Мы поём о людских пороках, которые реально существуют, но многие люди боятся в этом признаться. А мы им раскрываем глаза и тычем мордой во всю эту грязь. Такая своеобразная терапия получается. Мы конечно не ангелы, но и не какие-нибудь грязные скоты (
Юрий (Хой) Клинских).

Веселые матерные песни Юры Клинских взбудоражили всю страну. Альбомы Колхозный панк, Зловещие мертвецы, Ядрена вошь расползлись по Союзу миллионными тиражами. Спрос рождал предложение, а молодежь балдела от похабных перлов Юры. Для него не существовало цензуры, он пел про все и обо всем. Песни Хоя знал весь СССР, причем поклонники не представляли, как внешне выглядит их кумир. Пользуясь этим, по стране разъезжали многочисленные двойники и давали концерты под фонограммы группы, игравшей только вживую.

Популярность группы была безгранична, Сектор газа слушали не только простые люди, но и профессора и политики – Сектор Газа нравился тому же Владимиру Жириновскому. Особенно популярен был Сектор Газа в провинциальных городах, деревнях и в армии.
 Благодаря средствам массовой информации, за группой закрепился штамп хулиганской. Сектор Газа не любило показывать телевидение, их песни редко были слышны по радио, за все существования у группы появилось всего несколько видеоклипов – Колхозный панк, Лирика, Туман, Пора домой и ещё четыре, которые официально не издавались даже.

Несмотря ни эдакий бойкот со стороны официальных СМИ, группа продолжала существовать. Юра Хой не сдался и начал экспериментировать.

И вот летом 1994 года записывается эпохальная панк-опера Кащей Бессмертный. Написанная на манер старинных дореволюционных русских сказок и музыку популярных западных групп – АС/DC, Ace of Base, Red Hot Chili Peppers и др., – она сразу входит в десятку хит-парадов страны. Этот неожиданный ход принес свои плоды – музыкальные критики преисполняются уважением к Сектору Газа и называют его молодой талантливой группой из глубинки.

После выхода Cказки о группе ничего не было слышно. Но вот неожиданно для всех в начале лета 1996 года вырвался на экраны ЦТ черно-белый клип Туман, раскрывающий хронологию войн России, начиная с революции и заканчивая войной в Чечне. Для всех было сюрпризом, что в песнях группы впервые зазвучала тема родины. Альбом под кодовым названием Газовая атака ознаменовал новый этап в творчестве коллектива: серьезная музыка и философская направленность текстов песен как бы подводили итог пройденного творческого пути. Ребята из группы повзрослели, перестали ругаться матом на концертах.

 За исключением, может быть, нескольких слов, и то не считается – по тексту песен идет… Я же пою матом не ради мата, а, не кривя душой, выдаю все, что просится… (Юрий Клинских).

Тиражи кассет с записями группы расходились как горячие пирожки. Примечателен тот факт, что, если бы Юрий Клинских достиг бы подобного успеха, работая в США, он был бы миллионером, принес бы огромную прибыль себе и своей звукозаписывающей компании. А проживая и работая в России, он получал по сравнению с западными звездами сущие копейки…

25 июня 2000 года Юрий Клинских в последний раз выходит на сцену. Это происходит в Москве, на малой спортивной арене Лужники, в рамках концерта Звуковая дорожка на празднике газеты Московский Комсомолец. Он выходит один, так же как и в самом начале карьеры, начинает петь Демобилизацию, после первого куплета фонограмма неожиданно обрывается, после второй попытки происходит то же самое. Юрий так и не смог закончить выступление.

В конце июня Клинских приехал из Москвы в Воронеж, чтобы навестить семью. А утром во вторник, 4 июля, его не стало. Очевидцы рассказывали, что Юра собирался на встречу с телевизионщиками – он снимал новый видеоклип, когда пожаловался на боль в животе и левом боку. Боль усиливалась, но Хой решил встречу не отменять, мол, поболит и пройдет. А через несколько секунд остановилось сердце. Друзья кинулись вызывать скорую, но приехавшие врачи оказались бессильны. Истинная причина смерти Юрия неизвестна, однако существуют две основные версии – сердечный приступ и адская смесь из наркотиков и алкоголя на фоне гепатита. Похоронили Юрия Николаевича Клинских в четверг, 6 июля, на Левобережном кладбище г. Воронежа.

Средства массовой информации по большому счету проигнорировали такое трагическое событие культурной и общественной жизни России: сообщение о смерти Юры в СМИ прошло между делом, вскользь, несмотря на то, что ушел из жизни один самых известных рок-музыкантов, порожденных горбачевской перестройкой.

Прошли годы, а память о Секторе Газа всё ещё живёт. Всё так же можно услышать их Мне сегодня тридцать лет на днях рождения, и всё так же разносятся по набитым срочниками или уже отслужившими мужчинами вагонам Демобилизация и Пора домой. А пока жива память, колхозный панк с русской душой будет жить в сердцах.

comments powered by HyperComments