Что же такое Vaporwave? Если коротко, то это контркультурное и контрмузыкальное течение, открыто и нагло высмеивающее капиталистический консумеризм современных поколений. И сколько рэпчины об этом начитано и попсы с шансоном спето, казалось бы, как пойти еще дальше, в самое ядро проблемы, над которой Vaporwave открыто смеется? Верно, попробовать самим смеяться с  точки зрения создания самого произведения! Начнем сначала.

А сначала была работа 1985 года выпуска под названием «Plunderphonics, or Audio Piracy as a Compositional Prerogative».  На великий и могучий это переводилось бы примерно как «Пландерфония либо аудиопиратство как композиционная прерогатива». В этом большом докладе с очень странным названием автор Джон Освальд  писал, что звукозапись, как и средства звукозаписи, должны считаться формой искусства. Например, он утверждал, что самый обычный сэмплер тоже является музыкальным инструментом, так как для работы с ним нужна, прежде всего, фантазия и креативность, да и само сэмплирование является новым искусством, не ограниченным авторскими правами оригинала.

Джон Освальд, автор эссе о «Plunderphonics» и одноименного альбома, который стал первым в жанре Vaporwave.

Это было прорывом и провалом одновременно, пример того, как гениальная идея зародилась раньше, чем должна была. В тяжелых восьмидесятых-девяностых годах (дорогой читатель, это когда еще не было интернета!) сбежать от влияния авторских прав было практически невозможно, поэтому в 1989 году, после жалобы от Майкла Джексона о нарушении копирайта, все физические носители с альбомом Освальда «Plunderphonics» были уничтожены уполномоченными органами Канады. Однако идея осталась в памяти у многих и альбом Освальда и его работа, по сути, стали ядром и своеобразной Библией жанра Vaporwave.

Обложка альбома Джона Освальда «Plunderphonics».

В чем основная механика создания Vaporwave? Ответ на этот вопрос прост и гениален. Концепция заключается в том, чтобы взять готовый трек практически любого жанра восьмидесятых-девяностых годов, замедлить его вполовину и добавить некоторые эффекты, по желанию.

И это все? Да, это все.

Берешь чужую работу – замедляешь – насыпаешь эффектов горку – твое произведение искусства готово, настолько все до глупости смешно и по-детски. И в этом логическом диссонансе – вся суть, весь смысл и вся религия Vaporwave. Как говорил Джон Милтон: «Плагиат возможен и разрешен только тогда, когда работа стала лучше оригинала». Нельзя утверждать точно, сделал ли Джон Освальд песни короля поп-музыки лучше, но он уж точно придал этому какое-то новое звучание, а поэтому – новое значение.

Логика Vaporwave в том, что никакие авторские права и никакое внешнее вмешательство от разных видов искусства не может навредить искусству музыкальному, таким образом, Vaporwave и становится прекрасен своей простотой и даже наглостью по сравнению с другими жанрами. Музыка имеет свою науку, свои законы и правила, однако главная ее суть – в феноменальности и синергии с ощущениями человека. Именно поэтому если трек в стиле Vaporwave вызывает новые эмоции (а по сравнению с оригиналом, он обычно их вызывает, и немало), то задача музыки выполнена. А чьи права от этого пострадали и кто не получил от своего труда лишнюю копейку, поклонников и исполнителей жанра не особо-то и волнует.

Однако Vaporwave не остановил свое развитие на Освальде, а наоборот, начал разрастаться так быстро, что количество поджанров посчитать уже вряд ли возможно. Плюсом ко всему идет еще и любовь исполнителя к различным эффектам, а оттуда – и к различным обыденным для нас звукам, таким как мелодия загрузки Windows, телефонный гудок или эффект прыжка Super Mario из одноименной игры. Отсутствие каких-либо рамок (в том числе музыкального приличия) и ориентированность исключительно на результат позволяют исполнителю замешивать в оригинал абсолютно все, что угодно, ведь главное – эффект на слушателя.

От vaporwave-editing не спрятаться никому. Вообще.

Если немного углубиться в эту тему, вы наверняка не раз прочитаете тезис «Vaporwave will never die!». И это действительно верное утверждение, если присмотреться. Ведь когда основа жанра – это старые, зачастую известные, песни в миксе с уж точно всем известными звуками из повседневности, то как такой жанр может умереть?

Vaporwave был мертв изначально, вот в чем секрет.

Рожденный из многими забытых произведений и обыденных звуковых эффектов (в которых, если подумать, и есть основа консумеризма – привычка потреблять настолько засела в наших поколениях, что вряд ли кто-то сходу вспомнит первую строку известного стихотворения, но с первых же нот угадает новогоднюю рекламу Coca-Cola или звук включения стареньких Nokia), жанр не имеет никакой ценности со стороны авторского творчества. В это же время, Vaporwave играет с ностальгией и воспоминаниями: если их невозможно уничтожить, то и Vaporwave – бессмертен. Время будет идти, консумеризм в нас – расти, музыка – эволюционировать, а Vaporwave подстроится под это и не даст забыть о прошлом.

Так что же такое Vaporwave? Пожалуй, музыка того, что ты ешь, пьешь, на чем сидишь, что смотришь и даже с чего читаешь эту статью прямо сейчас. И что более интересно, абсолютно любой может делать Vaporwave. И кто знает, может именно тебе предстоит стать русским MACINTOSH PLUS?

Тот самый «гимн Vaporwave» — композиция от MACINTOSH PLUS, которая для многих стала дверью в новый жанр.

comments powered by HyperComments