Опытны ли вы?

Дебютный альбом коллектива носит гордое название «Are you experienced?». Гений гитары задает риторический вопрос: а опытны ли мы? Непонятно, что он имел ввиду, но мы люди простые, думать не станем. Первое чувство, которое возникает от знакомства с пластинкой — это реально? Нет, разбирающийся в музыке человек знает, что Хендрикс — специалист в своем деле, и особо удивляться не станет, но новичок подумает, что всё записано не 24-летним парнем, а каким-то человеком из будущего. Действительно, всё удивляет — начиная от обложки, которая имеет кислотные цвета и необычный вид, и заканчивая композициями, каждая из которых является особой темой для обсуждения.

Сразу может показаться, что с вокалом у Джимми дела обстоят худо. Что уж тут спорить, петь-то он нигде и не учился, но со временем осознаешь, что всё не так и плохо: всё цельно и органично сочетается. Мастерство в плане гитарной работы вообще не обсуждается — Хендрикс на ура справился с задачей, особенно хотелось бы отметить соло-партии — они присутствуют во всех треках, которых, в свою очередь, целых 17(!), что свидетельствует о неиссякаемом вдохновении автора. Кроме этого, стоит отметить, что кроме Джимми в команду попали не менее сильные музыканты — барабанщик Митч Митчелл и бас-гитарист Ноэль Реддинг. Как доказательство слаженной работы в команде рекомендую композицию «Purple Haze» — один из гимнов психоделического рока.

У альбома, как по мне, только один минус — сыроватость материала, но кто на это обращал внимание?

Пластинка вобрала в себя характерные звучания того времени, добавив много нового, неизвестного. У Хендрикса тогда и конкуренции особой не было, кроме Эрика Клэптона из Cream. Чепуха!

Та самая обложка американского издания, выполненная в стиле «рыбий глаз».

17 треков — 17 шедевров хард-рока и психоделики

Тут сразу хотелось бы отметить следующее — да, композиций действительно было 17, но это в сумме. Всего было выпущено 2 издания — британское и американское. До этого группа издала 3 сингла, которые по доброй британской традиции не вошли в список композиций альбома — это «Hey Joe», «The Wind Cries Mary», «Purple Haze». Именно этому изданию соответствует трек-лист. Однако Хендрикс пожелал всё-таки добавить синглы в список композиций, поэтому они появились в американском издании, заменив «Red House», «Can you see me?» и «The Wind Cries Mary». Своя лажа есть и тут — зачем был убран шедевральный «чёрный» блюз «Red House», мне не ясно. Но убирал не Джимми — все делали против его воли, утверждая, что «в США блюз не любят». Кроме того, в 1997 году, через 30 лет после выхода оригинальной пластинки, вышло переиздание с бонусами: в британском издании появились синглы, в американском — песни, которые были заменены. Интересный трюк, однако. Теперь поговорим о некоторых треках, обсудим непосредственно американский вариант, который, как по мне, является более интересным.

На поп-фестивале в Атланте

Purple Haze

Песня, которая является одним из гимнов хиппи-движения. Самое настоящее проявление дьявольщины в музыкальном смысле слова — в начале гитара и бас играют то, что в музыке называется тритоном — будь бы испанские инквизиторы профессиональными музыкантами, Хендрикса сожгли бы заживо, ибо такой приём, как считают некоторые опытные гитаристы, не что иное, как стук в дверь Сатаны. Да, я уж и не сомневаюсь, что «священник» Джимми мог расшевелить своим звучанием даже преисподнюю.

Hey, Joe!

Кавер на одноименную песню Билли Робертса, единственная «нехендриксовая» композиция в альбоме. По иронии судьбы, стала визитной карточкой группы, благодаря ей, как утверждал сам Джимми, группа попала на фестиваль в Монтерее и с триумфом вернулась домой, в США. Собственно, невзирая на то, что автор у песни совсем другой, песня стала абсолютно своей для Джимми, чего он достиг благодаря великолепной гитарной аранжировке. Кстати, во время концертов Хендрикс исполнял соло разными частями тела, начиная руками и заканчивая языком и зубами. Кроме того, в отличие от «Пурпурного тумана», здесь нет никаких гитарных эффектов, исключительно чистый звук. Ниже предоставляю видео, в котором наглядно демонстрируются все «способы» игры на гитаре в данной композиции.

Fire

Тут много слов и не надо — самая энергичная из всех композиций альбома. От такой энергии и загореться можно, и не воспринимайте это как шутку. «Джимми сам пылает, как огонь» в нашем случае воспринимается буквально: во время концертных исполнений данной песни Хендрикс поджигал своего Стратокастера и изящно играл соло. Хотелось бы это увидеть вживую, но увы — родился я не в то время и не в том месте.

Горит?! Ну и пускай!

Are you experienced?

Если «Purple haze» — один из гимнов психоделического рока, то «Are you experienced?» — «король королей». По словам Реддинга, данный трек являлся любимым и у самого Хендрикса. Реверсивное звучание гитары в этой композиции помогает воссоздать иллюзию путешествие для непосвящённых. Этот эффект достигается обычным проигрыванием заранее записанной фонограммы в обратную сторону, а затем наложением её на основную плёнку.

Джимми всегда использовал доступные ему технические средства, но его игра при этом никогда не была лишена эмоций, поэтому он остается одним из немногих музыкантов, способных проникать в человеческие души.

Third stone from the sun

Последняя песня американского издания, на которое я хотел бы обратить внимание. Пожалуй, трек можно воспринять как переговоры инопланетных путешественников или что-то в этом роде. Если несколько раз вслушаться в инструментальную партию, создается впечатление того межгалактического пространства, того внеземного путешествия. Музыка имеет «космическое» звучание благодаря сложной работе над партией Хендрикса. Хорошая песня, чтобы позволить расслабиться, помечтать или над чем-то поразмыслить.

Хендрикс жив!

Неудивительно, что этот дебют стал столь успешным, а коллектив снискал славу и почёт и был введён в Зал Славы Рок-н-Ролла в 92-м году. За 50 лет вышло немало популярных рок-альбомов, но «Are you experienced» и по сей день можно считать «иконой» второй половины  60-х годов. Мастерство музыкантов и тяга к экспериментам не остались без внимания. На концертах Джимми творил совсем безумные вещи, оставляя всех, с кем он делил сцену, далеко позади. Да, сейчас такая музыка, скорее всего, не произведёт такого же впечатления (да и качество записи может помешать восприятию), но ценность альбома от этого меньше не становится. По субъективным впечатлениям от прослушивания (не делая скидку на время), я бы поставил 8 баллов. Если же принять во внимание, что это 67-й год, а также то, какое влияние оказала данная пластинка, меньше 10-ки ставить никак нельзя. Жаль, что сам Хендрикс до этого момента дожить не смог. Данный альбом —  классика рока, это знать надо.

comments powered by HyperComments