«British Invasion», или «британское вторжение», — такое историческое название получило явление в музыкальной культуре англоязычных стран в первой половине 60-х годов, когда популярная английская музыка стала активно завоевывать США.

До начала 60-х годов США занимали лидирующую позицию в плане развития музыки: практически все известные рок-н-ролл исполнители были родом из Штатов. Элвис, Чак, Бадди, Домино, Кэш, Дарин — эти ребята просто никому не давали высунуться и заявить о себе в Америке. Так длилось вплоть до появления на сцене Великобритании The Beatles. «Битлы» уверенно отвоевывали позиции на территории Европы и Туманного Альбиона, постепенно подбираясь и к дядюшке Сэму.

Шоу Эда Салливана
«Битлы» на шоу Эда Салливана, февраль 1964 года. Именно эту передачу в режиме прямого эфира смотрело 73 млн человек

Началом Вторжения стал выход сингла «I Want to Hold Your Hand», который в начале 1964 года занимал лидирующие места в самых авторитетных чартах. Эпопеей стало появление The Beatles на шоу Эда Салливана (одно из самых популярных в Новом Мире в то время), которое по подсчетам смотрело 73 миллиона зрителей — треть населения США. Собственно, с этого времени у американцев начал возникать интерес к группам из Англии — так открылась широкая дорога в Штаты для всех известных британских музыкантов. Так до Нового Мира добирается The Animals со своим вариантом известной народной американской песни «House of Rising Sun», «The Rolling Stones», которые смогли достичь благодаря своему имиджу и агрессивному звучанию популярности, сравнимой только с The Beatles.

Тяжелый рок как логическое продолжение «Вторжения»

Новые пути смогли открыть новые, ранее неизвестные возможности звучания. The Rolling Stones звучали в некоторых песнях действительно тяжело, однако начало действительно «тяжелого» рока положили The Kinks со своим синглом «You Really Got Me».

Фактически, именно The Kinks стали одними из основателей движения модов, которое так же неотрывно связано с творчеством группы The Who. Первые записи The Who считаются одними из самых жестких по звучанию для своего времени, на сцене коллектив отличался бешеной энергетикой, кроме того, они первые стали во время концертов ломать гитары.

Смелые эксперименты и появление психоделического рока

В середине 60-х годов, когда пик «британского вторжения» уже был позади, и Англия заняла крепкую позицию в музыкальной рок-индустрии, начались стилевые эксперименты. Именно в это время получает широкое распространение психоделический рок. В отличие от США, где развитию этого направления способствовали новые группы, в Англии экспериментировали «старички».

Харрисон с ситаром
Рави Шанкар и его ученик Джордж Харрисон

Многие стали использовать в своем творчестве элементы индийской и других этнических музыкальных течений. Первыми индийские мотивы использовали The Yardbirds, а позже развили The Kinks. Впервые использовали индийский инструмент ситар в записи The Beatles, песни которых и стали одним из самых известных случаев использования индийских мотивов в психоделическом роке. Но самой знаковой британской психоделической группой, несомненно, является Pink Floyd, чьи необычные музыкальные структуры, особое гитарное звучание призваны были передать ощущения и картины, возникающие после принятия ЛСД.

Со временем у британских музыкантов появилось более достойное сопротивление со стороны Штатов, стоит вспомнить тех же The Doors, и «Вторжение» как явление стало прекращать свое существование.

comments powered by HyperComments