Художник с сигарой в зубах – именно он помог создать самых главных супергероев вселенной Marvel, однако остался в тени. Сто лет со дня его рождения – замечательный повод вспомнить о его наследии.

Для Джека Кёрби этот год обещал быть особенным. 28 августа ему бы исполнилось 100 лет, и в последний месяц лета индустрия комиксов чествует одного из её самых влиятельных создателей. Будучи иллюстратором, изобразившим самых важных персонажей в истории комикса, и упрямым, неутомимым новатором, «писатель образов» заложил основы для сегодняшнего, казалось бы, неутолимого помешательства на супергероях. Несмотря на то, что в последнее время его затмил насмешливый старик Стэн Ли, художник с сигарой в зубах, или попросту «Король» удерживает за собой статус легенды.

Имя Кёрби внезапно всплыло в новостях в январе, когда предметом международных дебатов стала этика битья нацистов – то, чем в такой особенной манере занимается его Капитан Америка. Супер-солдат, патриот, над созданием которого трудились Кёрби и писатель Джо Саймон в начале 1941 года, впервые появляется на обложке наносящим сокрушительный хук Гитлеру – а ведь на тот момент США даже не вступили во Вторую мировую войну. Кёрби (Джейкоб Куртцберг), родившийся в Нью-Йорке в семье австрийских евреев-иммигрантов, не перестал бы доказывать, что он не боится своих убеждений. Попав на войну в 1943 году, он служил в Европе разведчиком и чуть было не отморозил ноги; в 1945 г. его заслуженно отпустили домой. Битьё нацистов было для Короля нормой, и 70 лет спустя критики альт-правых обрели мощных союзников в лице Кэпа и его соавтора-еврея.

«Капитан Америка», выпуск № 1 от 1941 г. с иллюстрациями Кёрби. Фото: Marvel

комиксы, Джек Кёрби, Marvel, DC

Самому Кёрби в жизни тоже не раз приходилось драться. По его рассказам, жили они с семьёй бедно, в Нижнем Ист-Сайде (квартал в Нью-Йорке), и большая часть их с братом Дейвом детства состояла из боёв с соперничающими уличными бандами. Но в перерывах между битвами за влияние Джек зачитывался дешёвыми научно-фантастическими журналами и комиксами про Принца Вэлианта – они-то и вдохновили мальчика заняться рисованием. Ещё будучи подростком он уже работал художником в газетном синдикате, делая наброски к картинкам и иллюстрированным рассказам в условиях серийного прозводства, сравнимого со швейной фабрикой, где работал его отец. Перебрав несколько занятий, в том числе и работу над Попаем в анимационной студии Макса Флейшера, а также несколько различных псевдонимов, Куртцберг остановился на «Джеке Кёрби» и комиксах.

В 40-50-х годах комикс-индустрия США обладала пограничным мышлением, похожим на комиксы про ковбоев, которые рисовал Кёрби. Десятки издателей яростно гонялись за модой и делали сенсации, часто пробуждавшие гнев борцов за нравственность. Постоянные взлёты и падения в деле могут изматывать, но Кёрби с его разносторонностью и феноменальной работоспособностью это было нипочём. А каким добросовестным он был! Когда его и Саймона призвали в армию, они заготовили материал на год вперёд, чтобы их тогдашнему работодателю “National Comics” было что печатать в их отсутствие. Но по существу, Кёрби был лишь наёмным работником, не имевшим власти над своими художествами и идеями – обстоятельство, которое позже станет его терзать.

Когда Кёрби вновь потянуло к издательству “Timely”, к 1958 г. уже называвшемуся “Atlas”, за его плечами было уже почти 30 лет стажа работы художником и создания комиксов о любви, войне и монстрах. Тремя годами позднее он воссоединился со Стэнли Либером: он ещё подростком трудился в “Atlas” и теперь имел псевдоним Стэн Ли. Творческий тандем поставил на ноги захиревшего издателя, нарисовав комикс о вечно ссорящейся семейке, которая под влиянием космического излучения превратилась в супергероев.

комиксы, Джек Кёрби, Marvel, DC
«Фантастическая Четвёрка», выпуск № 1, от 1961 г. Фото: Marvel

«Фантастическая Четвёрка» имела безоговорочный успех. “Atlas” стала “Marvel”, а комиксы Кёрби – выставкой супергероев, сегодня являющихся настоящими звёздами экрана: Халк, Тор, Железный Человек, Человек-муравей, Мстители, Серебряный Сёрфер и Люди-Х, не говоря уж о сотнях второстепенных персонажей, которыми изобиловали истории. Уже тогда Ли, усмехаясь, правил балом и с какими-то чарующими громкими речами торговал марвелловской могучестью. Тем временем Кёрби работал по 14 часов в день без выходных, в подвале без единого окна в доме на Лонг-Айленде и делал пачками целые выпуски из набросков и разговоров с Ли, получая за это лишь ставку за полосу.

Хотя лавры сценариста доставались Ли, Кёрби всегда утверждал, что автором идей и сюжетов был именно он. В 1990 году он сказал: «Чего бы ни стоило продать журнал, сочинённый мной, у Стэна Ли всё равно никогда не было редакторского мышления. Такому человеку, как Стэн, не додуматься до чего-то нового, ну или старого, если уж на то пошло. Стэн Ли был не из тех, кто читал или рассказывал истории». В интервью 1968 г. сам Ли сказал: «Некоторым художникам, таким, как Джек Кёрби, вообще не нужен сюжет. Ну то есть я просто говорю Джеку: «Пусть следующим злодеем будет Доктор Дум»… или могу даже этого не говорить. Он сам может мне сказать. А потом он просто придёт домой и сделает это. Сюжеты – это его конёк, уверен, ему они удаются в тысячу раз лучше, чем мне».

Даже сейчас уникальные творческие способности Кёрби двигают половину комикс-индустрии. Казалось, яркие персонажи и блестящие идеи лились потоком из его фантазии (жена художника Рос запрещала ему водить машину, потому что он бы с головой уходил в свои мысли за рулём). Под стать этой куче идей было и революционное искусство: если вселенные в комиксах конкурентов были буквально заселены бездушными манекенами, то сильные персонажи Кёрби словно прыгали со страниц. Удары героев точно попадали в цель, цвета искрились энергией. Вскоре страницы заполнились фантастически детализированной техникой и космической энергией, изображённой в виде заряженных током точек – фирменный приём «кирби-крэкл»; всё это лишь усиливало динамику в его невероятных рисунках.

комиксы, Джек Кёрби, Marvel, DC
«Чёрная пантера», выпуск № 1 от 1977 г. Фото: Marvel

После 10 лет удивительно продуктивной работы в “Marvel”, в 1971 г. Кёрби переманили к себе конкуренты “DC”, пообещав ему большую свободу творчества. Там художник сразу же приступил к созданию своей собственной вселенной «Четвёртого мира» — космической повести о Новых Богах и Вечных Людях, которые бьются в межзвёздном сражении между добром и злом. Материал был неплохим, но через 5 лет Кёрби снова вернулся в “Marvel”. В интервью 1990 г. он признался: «Я скакал туда-сюда, как йо-йо». Там он воскресил Чёрную пантеру, созданную им в первых выпусках «Фантастической четвёрки» и начал работать над комикс-адаптацией «Космической одиссеи 2001 года» Кубрика, которая вышла за рамки фильма.

Им восхищались сверстники, перед ним преклонялись новые поколения талантливых людей, но к 80-м Кёрби уже слегка вышел из моды. Иногда он работал с “DC”, небольшими издательствами и анимационными студиями, однако его отношения с “Marvel” испортились. В 1984 г. студия попросила Кёрби подписать договор, согласно которому всё это время он был в студии лишь работником по найму, а вернут ему только 88 страниц его творчества – всего какой-то 1% от того, что он создал с 1960 по 1970 годы. Вместо этого Кёрби попытался вернуть около 13 000 страниц своих рисунков; после 3 лет споров ему удалось заполучить 2 000 страниц.

«Мстители», выпуск № 4 от 1963 г. Фото: Marvel

Юрист видит здесь компанию, защищающую свою интеллектуальную собственность. Но даже в наши дни со стороны комикс-индустрии это выглядит неуважением, смещением одного из творцов. Кёрби умер в 1994 г., а этот приговор не даст покоя его семье ещё долгие годы после смерти художника. Его вдова Рос получала пенсию и, по некоторым сообщениям, поклялась прожить долгую жизнь, чтобы приобрести то, что по её чувствам, причиталось их семье (она умерла 2 годами позже). В 2009 г. “Disney” купила “Marvel” за астрономическую сумму в 4 млрд долларов, и тогда наследники Кёрби возбудили дело против “Marvel”, студии Уолта Диснея, “Paramount Pictures”, “20th Century Fox”, “Universal Pictures” и “Sony” по поводу использования в фильмах персонажей,  в создании которых художник принимал участие. В 2014 г. семья Кёрби и “Marvel” достигли официального соглашения, согласно которому они отдадут дань уважения, как это торжественно заявлено, «значительной роли мистера Кёрби в истории “Marvel”». Пока шёл правовой спор, Киновселенная Marvel превратилась в величайшую франшизу в истории; на сегодня её доход составляет 12, 5 млрд долларов.

И сейчас “Marvel” отмечает столетие Кёрби перевыпуском самых ярких журналов от Капитана Америки и до Чёрной пантеры (и продаёт их по доллару за штуку). Тем временем “DC” собрала писателей и художников, дабы создать несколько единичных рассказов о классических персонажах Кёрби, а также запустить новую серию про ловкого циркача Мистера Чудо. Чуть позже в этом году выйдет невероятно красочный «Тор: Рагнарёк», в котором узнаётся знакомый «крэкл» (режиссёр Тайка Вайтити вдохновился творчеством Кёрби). А в ноябре DC-шная Лига Справедливости сразится с жестоким злодеем Степенвульфом (Киаран Хайндс), которого Кёрби создал единолично. В целом, дань уважения художнику отдана сполна, несмотря на то, что его наследие всё ещё предупреждает: если Король комиксов оставил нам это всё, не получив ничего взамен, то на что же могут рассчитывать простые смертные?

comments powered by HyperComments